Задвижка в ковере. Что это?

Классическая схема размещения водопроводной арматуры на наружных сетях предполагает установку в железобетонных или, реже, в полимерных колодцах. Однако в последние 10-15 лет все чаще предпочтение отдается бесколодезной установке, с обслуживанием арматуры через коверы.

Ковер — это чугунный лючок в виде наперстка, который используется для бесколодезной установки запорной арматуры (задвижки, затвора и т.п.). При этом сама задвижка находится в земле, а управление (т.е. открытие — закрытие) осуществляется эксплуатирующим персоналом с поверхности земли.

(+) Основным преимуществом использования бесколодезного монтажа задвижек является значительное снижение стоимости строительных работ.

(-) Главным недостатком является невозможность быстрого ремонта или замены арматуры — необходимо вскрытие покрытия и раскопка котлована.

Упрощенная схема бесколодезной установки задвижки в ковере представлена на рисунке ниже:

Схема бесколодезной установки задвижки, пример монтажа

Шток выполняется или фиксированной длины, или телескопическим. Шток фиксированной длины выпускают до 7 метров, телескопический — до 3,5 метров.

Ковер с поверхности земли
Картинки по запросу задвижка в ковере
Открытый ковер
Открытие бесколодезной задвижки
Задвижка открывается / закрывается при помощи Т-образного ключа
Размеры ковера (пример)
Монтаж задвижек в ковере. Фотографии из презентации компании Hawle

Деталировка и спецификация

При разработке рабочей документации проектировщику ВК при использовании в проекте бесколодезных задвижек следует привести в спецификации и ковер, и опорную плиту, и шток. При этом для штока задается высота исходя из положения задвижки на профиле.

Фрагмент спецификации с применением бесколодезной установки задвижки фирмы Hawle
Пример узла деталировки задвижки в ковере (установка на ПЭ трубу). Позиции 19 — 22 — см. фрагмент спецификации выше. 27 — демонтажная вставка, 28 — втулка под фланец, 29 — накидной фланец,